Типы и виды образовательных программ.
Содержание образовательной деятельности определяется программой и учебным планом, разработанными на основе примерных или рекомендованных государственными органами управления образованием программ, а также привлеченной или собственной авторской программой по культивируемым видам спорта (лыжным гонкам, легкой атлетике, спортивным играм – волейбол)..
Программы корректируются и утверждаются тренерским советом.
Нормативный срок обучения устанавливается в зависимости от реализации программы.
Критериями оценки деятельности на этапе многолетней спортивной подготовки являются:
- спортивно- оздоровительный период – три год обучения, для которого характерны:
1. Стабильность состава детей, посещаемость ими тренировочных занятий.
2. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств у детей.
3. Уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
- начальной физической подготовки – срок обучения три года, к которому предъявляются следующие требования:
1. Стабильность состава детей.
2.Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности детей.
3. Уровень освоения основ техники видов спорта, навыков гигиены и самоконтроля. 5
- учебно- тренировочный период – срок обучения пять лет, предъявляемые требования:
1. Состояние здоровья, уровень физического развития детей.
2. Динамика уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
3. Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта.
4. Освоение теоретического раздела программы.
- период спортивного совершенствования – три года обучения – требования:
1. Уровень физического развития и функционального состояния у детей.
2. Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
3. Динамика спортивно-технических показателей.
4. Результаты выступлений в соревнованиях различного ранга,
Язык, на котором ведется обучение и воспитание.
Обучение и воспитание ведется на русском языке.
Режим занятий для детей.
Учебный год в ДЮСШ начинается с 1 сентября.
Основными формам учебно- тренировочного процесса являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и медицинский контроль;
- участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах
- инструкторская и судейская практика.
Спортивная школа организует работу с детьми в течении календарного года. В каникулярное время ДЮСШ может открывать в установленном порядке спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией ДЮСШ по предоставлению тренера-преподавателя в целях более благоприятного режима тренировок, отдыха детей, обучения их в общеобразовательных учреждениях и других учреждениях.
Продолжительность одного занятия в группах оздоровительной и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, а в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования четырех академических часов.
Условия зачисления в спортивную школу:
Приём детей осуществляется в соответствии с их пожеланиями, наклонностями, с учетом состояния здоровья, возможностей, а также при наличии мест в группах. При приёме в Школу необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
На учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе
только здоровые и практически здоровые дети, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке.
На этап спортивного совершенствования зачисляются дети, выполнившие (подтвердившие) спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
1. Концептуальный модуль
1.1. Лебяжская районная Детско-юношеская спортивная школа /ДЮСШ / по профилю своей деятельности является физкультурно-спортивным внешкольным учреждением дополнительного образования детей, компонент образовательной системы района.
1.2. Образовательная программа ДЮСШ строится на основе:
- Конституции Р.Ф.,
- Закона Р.Ф. «ОБ образовании»,
- Типового Положения об учреждениях дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности,
- Устава ДЮСШ.
1.3. ДЮСШ ведет активную работу по:
- привлечению учащихся к систематическим занятиям во внеурочное время физкультурой и спортом,
- осуществляет физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие,
- проводит профилактическую работу с трудными подростками, вовлекая их в спортивные кружки и секции,
- является организационно-методическим центром и оказывает всестороннюю помощь общеобразовательным школам и дошкольным учреждениям в организации внешкольной и внеклассной работы по физической культуре и спорту,
- обеспечивает приобретение учащимися знаний в области гигиены, первой медицинской помощи и оценки физического состояния,
- ведет подготовку инструкторов-общественников, спортсменов-разрядников и спортивных судей из числа занимающихся.
1.4.Основными направлениями в образовательной деятельности ДЮСШ являются:
- групповые учебные занятия,
- спортивно-массовые мероприятия,
- походы и экскурсии,
- спортивно-оздоровительные лагеря в каникулярное время,
- агитация и пропаганда ЗОЖ в средствах массовой информации района и области.
1.5. ДЮСШ создает равные стартовые возможности для детей и подростков, представляет ребенку проводить свое свободное время, получать дополнительные знания и реализовывать свои способности с интересами, состоянием здоровья в практической деятельности.
1.6. ДЮСШ в своей деятельности руководствуется принципами гуманизма и демократии, открытости приоритета общечеловеческих ценностей, с учетом запросов ребенка и семьи.
1.7. Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других общеобразовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям.
1.8. Деятельность детей в ДЮСШ осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам / группа, секция, кружок /.
1.9. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образования.
1.10. При приеме в спортивные кружки и секции необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья.
1.11. Расписание спортивных кружков и секций составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией ДЮСШ по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.
1.12. В ходе реализации образовательных и воспитательных задач, коллектив педагогических работников ДЮСШ стремится видеть в своих воспитанниках проявления таких жизненно-важных качеств как: физическое совершенство, духовное богатство, морально-волевой устойчивости, целеустремленности в достижении поставленных целей.
1.13. Цель образовательной деятельности ДЮСШ:
- создание целостной среды становления и развития личности воспитанника,
- освоение им социально-культурных ценностей как основной потребности к самоопределению, саморазвитию, самореализации, самоутверждения в общественной формации.
2. Образовательный модуль
2.1. Приоритетными направлениями образовательной деятельности ДЮСШ являются учебные занятия согласно расписанию по видам спорта: / лыжные гонки, легкая атлетика, спортивные игры /.
2.2. Задачи образовательной деятельности:
- обеспечение многообразного спектра направлений и форм деятельности,
- создание оптимальных для каждого возраста условий для освоения, прохождения программного материала по видам спорта,
- воздействие на процесс становления личной культуры и социальной активности, создание благоприятных условий общения, приобретения и расширения коммуникативного опыта детей,
- адаптация учебных программ, методик, образовательных технологий в поддержку последовательного, поэтапного раскрытия способностей каждого ребенка,
- создание условий для развития детских интересов, увлечений с целенаправленным самоопределением в том или ином виде спортивной деятельности,
- создание условий раннего профессионального самоопределения воспитанников.
2.3. Образовательный процесс в ДЮСШ направлен на развитие личности в процессе активно-деятельного освоения ценностей физической культуры. Это нерасчлененное единство обучения и самостоятельной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, естественного взросления и социализации.
2.4.В соответствии с Законом Р.Ф. «ОБ образовании» образовательный план дает возможность учреждению определиться в своей стратегии, выделить приоритетные направления в образовательной подготовке учащихся.
2.5. В образовательном плане ДЮСШ можно выделить основные составляющие его компоненты:
- основной блок,
- вариативный блок / индивидуальный /,
- блок адаптированных программ до профессиональной подготовки обучающихся.
Учебный план для групп спортивно - оздоровительной направленности и групп НФП Лебяжской ДЮСШ
Содержание занятий
|
1 год обучения |
2 год обучения |
3 год обучения |
Теоретическая подготовка Общая физическая подготовка:
Техническая подготовка Соревнования, контрольные испытания |
15
50 26 40 40 35 10 |
15
50 26 40 40 35 10 |
15
50 26 40 40 35 10 |
Всего |
216 |
216 |
216 |
Примечание: учебный план составлен на 46 недель учебных занятий.
На протяжении годичного цикла удельный вес отдельных видов подготовки меняется.
Если в начале года превалирует игровая подготовка и обучение подвижным играм и спортивным, объем которых может достигать 70-90% всего времени занятий, то затем с наступлением зимы целеобразно проводить лыжную подготовку, игры на лыжах, коньках, санках.
Летом, при проведении спортивно-оздоровительных лагерей рекомендуем отдать предпочтение беговой, соревновательной, игровой деятельности.
В конце учебного года и начале каждого следующего года обучения проводятся контрольные испытания.
Программный материал теоретических занятий для групп Лебяжской ДЮСШ.
- Физическая культура и спорт в России.
Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья и гармонического развития, подготовки к труду и защите Родины. Личное и общественное значение занятий спортом.
2. Краткие исторические сведения о возникновении спорта и его применение в быту, на охоте и в военном деле у различных народов.
- Российские спортсмены на Олимпийских играх. Краткие исторические сведения об Олимпийских играх.
- Гигиена, закаливание и спортивный режим. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Личная гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур / умывание, обтирание, купание /.
- Спортивные базы, оборудование и инвентарь. Подготовка спортивного инвентаря к занятиям и соревнованиям.
- Правила безопасности на занятиях. Страховка и само страховка.
- Травмы и причины их возникновения. Оказание первой медицинской помощи.
Наполняемость групп и режим учебно-тренировочной работы в Лебяжской ДЮСШ.
Наименование групп |
Количество человек |
Продолжительность занятий в неделю |
Спортивно-оздоровительной подготовки 1 – 3 года обученияНачальной физической подготовки1 – 3 года обучения Учебно-тренировочных групп 1 – 3 года обучения Учебно-тренировочных групп 4 – 5 года обучения |
15
15
14
12 |
6
6-9
12-14
18-20 |
Примечание: продолжительность одного занятия в оздоровительных группах и НФП не должен превышать 2-х академических часов.
2.6. Наиболее приемлемыми в работе с обучающимися в ДЮСШ являются государственные типовые программы, утвержденные Министерством общего и профессионального образования Р.Ф. и рекомендованные Управлением дополнительного образования в качестве примерной по той или иной образовательной области или вида спортивной деятельности.
2.7. У нас в ДЮСШ в образовательной деятельности применяются адаптированные программы по культивируемым видам спорта с учетом возрастных особенностей, разноуровневых групп детей, режимом и возрастными параметрами осуществления деятельности, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Диагностика результатов работы по таким программам точно не нормирована. Оценочными формами результатов реализации таких программ являются:
- контрольные испытания по видам спорта,
- выполнение тестовых зачетов,
- контрольные и переводные испытания,
- текущие и итоговые спортивно-массовые мероприятия, связанные с демонстрацией достижений обучающихся,
- показательные выступления с целью агитации и пропаганды данного вида спорта.
2.8. При приеме детей в учреждение, они знакомятся с общими обязанностями учащихся, с Уставом ДЮСШ, программным материалом и другими документами регламентирующими организацию образовательного процесса.
2.9. Права и обязанности обучающихся, родителей, работников определены Уставом ДЮСШ и иными предусмотренными Уставом актами.
2.10. К педагогической деятельности в ДЮСШ допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.
2.11. В ДЮСШ на данный период занимается 219 детей. Работают филиалы в 2 общеобразовательных школах по таким видам спорта как:
- баскетбол - 2 группа - 30 зан.,
- легкая атлетика - 12 групп – 125 зан.,
- волейбол - 2 группы - 32 зан.,
- рукопашный бой - 2 группы - 32 зан..
Общее количество тренеров-преподавателей – 7, из них 2 штатных, остальные совместители.
Имеют высшее образование – 2, среднее специальное – 4
Стаж работы до 5 лет – 2, свыше 10 лет – 5 педагогов.
Имеют высшую квалификационную категорию – 1, первую – 1, вторую - 0.
2.12.В учреждении сложился сплоченный, трудолюбивый коллектив тренеров-преподавателей, которому посильно решение возложенных на него задач на достаточно высоком уровне.
2.13. Образовательный процесс строится на основе педагогических технологий применяемых в дополнительном образовании детей:
- личностно-ориентированная технология развивающего обучения,
- максимальное развитие физических качеств ребенка, на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности
Содержание, методы и приемы технологий направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого обучающегося и помощь становлению личности путем организации физкультурно-спортивной деятельности.
2.14. Особенностью организации образовательного процесса в ДЮСШ являются то, что реализация возложенных на него функций в процессе тренировочной, массовой и методической работы, осуществляемой всеми подразделениями учреждении.
2.15. Занятие секции является основной формой учебно-воспитательной работы в ДЮСШ. Занятия в группах организуется по годам обучения.
2.16. Секции создаются в соответствии с интересами детей и подростков, с учетом существующей сети секций, секций и групп в поселке районе, заявке школ, возможностей учреждения.
2.17. ДЮСШ комплектуется из числа учащихся общеобразовательных школ, воспитанников старших групп дошкольных учреждений. Учебно-тренировочные группы комплектуются из числа воспитанников ДЮСШ, прошедших курс начальной физической подготовки.
2.18. Перевод воспитанников в группу следующего года обучения производится решением педагогического Совета ДЮСШ на основании комплексной оценки следующих разделов подготовки: специальная физическая подготовка, техническая подготовка, дисциплинированность.
2.19. Выпускниками ДЮСШ являются воспитанники, успешно прошедшие все этапы подготовки в школе. Им выдается свидетельство с указанием уровня достигнутых спортивных результатов в физической подготовленности.
2.20. Основными формами учебно-воспитательного процесса в группах являются:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия ,
- участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, матчевых встречах, пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях, инструкторская и судейская практика учащихся.
Образовательная программа ДЮСШ
Режим занятий обучающихся в ДЮСШ в 2019 - 2020 учебном году